Психология. Детская психология
- Категория: Психология. Детская психология
В книге описаны основные принципы и методы групповой арт-терапевтической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также подробно представлена программа «Цветной мир», разработанная для детей, нуждающихся в помощи психолога. Участников программы не учат рисовать – смысл психологической арт-терапевтической работы в том, что дети получают возможность выразить себя, могут делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Книга адресована детским психологам и психотерапевтам, а также родителям, которые готовы творчески подходить к воспитанию своих детей.
- Категория: Психология. Детская психология
Книга представляет собой методологически отрефлексированное обобщение опыта работы автора в психолого-медико-социальном центре и школе. В первой части представлена современная картина знаний о механизмах тревожности, включая ее физиологические показатели. Во второй части приведены методологические основания и конкретные программы психологической работы с детьми и подростками групп риска по школьной дезадаптации. Текст написан доступным литературным языком, снабжен любопытными иллюстрациями из личной консультативной практики. Книга станет настоящим помощником в решении актуальной проблемы сегодняшней жизни – проблемы детской тревожности.
- Категория: Психология. Детская психология
В настоящее время перед педагогами-психологами стоит задача профилактики суицидального риска и кризисной помощи детям и подросткам. Одним из эффективных инструментов психологической и психотерапевтической помощи в случае суицидального риска является сказкотерапия. Издание содержит необходимую для специалистов теоретическую информацию (ключевые суицидологические понятия, антисуицидальные факторы). Автор приводит приемы раннего выявления и распознавания степени риска, в том числе с помощью анализа детских и подростковых текстов. В книге также представлены основы психологической поддержки и кризисного вмешательства; сказкотерапевтические методы работы с подростками-суицидентами и их окружением, каталог сказок и притч, работающих на укрепление антисуицидальных барьеров. Книга адресована психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.
- Категория: Психология. Детская психология
Даже при самых хороших отношениях между родителями и детьми иногда на горизонте сгущаются тучи… Да и в отношениях ребенка со сверстниками тоже встречаются трудности. Причины возникновения проблем могут быть разными: индивидуальные особенности детей (гиперактивность, тревожность, агрессивность, застенчивость), семейные неурядицы (разногласия в вопросах воспитания, развод и т. д.). В книге рассмотрены детские психологические проблемы, возможные причины их появления, даны рекомендации для родителей. Но главное – в ней приведены психокоррекционные и медитативные сказки, способствующие решению проблем детей дошкольного возраста. Кроме того, автор описывает процесс создания собственных сказок под конкретные актуальные для ребенка проблемы. Книга адресована в первую очередь родителям, а также психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми.
- Категория: Психология. Детская психология
В книге представлены четыре типа сказок: психологические сказки, сказки-притчи, сказки-метафоры и сказки для родителей о воспитании детей. Даны общие методические рекомендации по работе с конкретными сказками, описаны возможности индивидуального и группового консультирования, приведены примеры консультационных сессий с использованием методов арт- и сказкотерапии, а также сценарии сказкотерапевтических занятий. Сказки И. Стишенок дают возможность понять себя, определить пути разрешения сложных личных жизненных ситуаций, активизировать внутренние ресурсы, поднимают актуальные вопросы, с которыми многие сталкиваются при воспитании детей, и предлагают эффективные способы их решения.
- Категория: Психология. Детская психология
Предлагаемая монография – вторая из книг «Типология отклоняющегося развития» – посвящена проблеме недостаточного развития. Авторы предлагают собственную трехкомпонентную модель анализа психического развития и выделяют дифференциально-диагностические критерии разграничения вариантов и форм недостаточного развития. В книге приведены подробные характеристики всех известных на настоящий момент категорий детей с недостаточным развитием. Для каждой категории описаны особенности раннего возраста, неврологические и соматические проявления, специфика комплексного сопровождения и коррекционной работы, условия, которые должны быть созданы ребенку в соответствии с его особыми образовательными потребностями, приводятся прогноз развития и оптимальный образовательный маршрут. Книга адресована специалистам образования, педагогам-психологам, дефектологам, логопедам, социальным работникам общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в системе социальной защиты и здравоохранения. Кроме того, она будет интересна неврологам, психиатрам, педиатрам, другим работникам здравоохранения.
- Категория: Психология. Детская психология
В сборнике представлены программы групповой психологической работы с детьми 3–6 лет в дошкольном образовательном учреждении. В первую часть книги включены программы, цель которых – помочь детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду (в общеразвивающем или в компенсирующем), наладить их взаимоотношения, создать благоприятную атмосферу в группе. Во второй части собраны развивающие программы. Они направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации, эмоциональной сферы детей: умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние, распознавать эмоции. Авторы – психологи, имеющие большой опыт практической работы. Книга адресована психологам, воспитателям ДОУ.
- Категория: Психология. Детская психология
В пособии описана модель командного взаимодействия специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) общеобразовательной школы. Раскрыто содержание деятельности, приведены способы составления программ комплексной помощи учащимся с трудностями адаптации и обучения, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы типичные для школы случаи комплексной коррекции нарушений развития, представлена программа коррекционной работы как структурный компонент Основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Пособие предназначено педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, врачам, социальным педагогам, администрации общеобразовательных школ, координаторам по инклюзивному образованию, специалистам специальных (коррекционных) учреждений I–VIII вида, студентам дефектологических и психологических факультетов.
- Категория: Психология. Детская психология
В настоящее время наблюдаются изменения психического и соматического состояния детей, выходящие за пределы классических представлений. Происходят существенные изменения и в системе образования. Все это вызывает необходимость пересмотра подходов к анализу отклоняющегося развития. Проанализировав существующие модели и подходы к типологизации психического развития, авторы предлагают современную трехкомпонентную модель анализа, на основе которой строится новая типология. В книге приведена подробная характеристика выделяемых типов отклоняющегося развития, описана процедура диагностики, которая позволяет определить характер отклонений, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, грамотно простроить коррекционную работу, выбрать оптимальный для ребенка образовательный маршрут. Книга адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, она будет интересна педагогам и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.
- Категория: Психология. Детская психология
В первом разделе книги подробно описаны особенности подросткового возраста, основные точки риска, задачи развития, во втором – даны общие представления о тренингах, рекомендации по их составлению и проведению, подбору упражнений и измерению эффективности занятий. Здесь же рассмотрены основы работы с группой и трудные ситуации, неизбежно сопровождающие работу тренера. Третья часть книги – набор упражнений, разделенных на модули по темам, – так называемый «чемодан» тренера, которым можно пользоваться комплексно, блочно и «штучно», не внося никаких изменений, извлекая из них отдельные модули или рассматривая их как образцы для своих идей. Книга будет интересна тренерам, психологам, как опытным, для расширения своих методик, так и начинающим, а также родителям и педагогам.